Главная > Уроки > Указатели в Си

Записывайся на этот курс на Stepike!

Указатели в Си

Пожалуйста, приостановите работу AdBlock на этом сайте.

Указатель – переменная, в которой хранится адрес какого-либо объекта в памяти компьютера, например, другой переменной. Мы уже сталкивались раньше с адресами переменных, когда изучали функцию scanf.

Итак, пойдём по порядку. Объявление указателя.

Объявление указателя отличается от объявления переменной только добавлением символа * после названия типа. Примеры:

Листинг 1.

int * p_g;    // указатель на переменную типа int
double * p_f; // указатель на переменную типа double

Присвоить указателю какой-то адрес можно, используя оператор присваивания. Примеры:

Листинг 2.

int n = 100;
double PI = 3.1415926;

int * p_k;     // указатель на переменную типа int
double * p_pi; // указатель на переменную типа double

p_k = &n;      // получаем адрес переменной n и присваиваем его указателю p_k
p_pi = Π    // получаем адрес переменной PI и присваиваем его указателю p_pi

Для вывода значения указателя на экран нужно в функции printf использовать спецификатор %p. Пример:

Листинг 3.

printf ("adres peremennoi PI %p\n", p_pi);

Используя адрес переменной, который хранится в указателе, можно изменять значения этой переменной. Для этого используется операция разыменования *. Вот посмотрите на пример:

Листинг 4.

#include <stdio.h>

int main(void) {
  int a = 100;
  int * p_a = &a; // сохраняем в указатель адрес переменной a
  printf("a = %d\n", a); // стандартный способ получить значение переменной a
  printf("a = %d\n", *p_a); // получаем значение переменной a через указатель на неё  
  
  // используя указатель p_a, записываем в переменную a другое значение
  *p_a = 50;
  
  printf("a =  %d\n", *p_a);
  return 0;
}
Доступ к переменной через указатель

Рис.1 Доступ к переменной через указатель

Итого, * применительно к указателям используется в двух случаях:

  • при объявлении указателя, чтобы показать, что это указатель;
  • если мы хотим обратиться к переменной, на которую указывает указатель.

Есть еще, так называемый, нулевой указатель NULL. Нулевой указатель не ссылается никуда. Он используется, чтобы обнулять указатели. Посмотрите на пример.

Листинг 5.

#include <stdio.h>

int main(void) {
  int a = 100;
  int * p_a = &a; // сохраняем в указатель адрес переменной a
  printf("a = %d\n", a); // стандартный способ получить значение переменной a
  printf("a = %d\n", *p_a); // получаем значение переменной a через указатель на неё  
  
  // используя указатель p_a, записываем в переменную a другое значение
  *p_a = 50;
  
  printf("a =  %d\n", *p_a);

  printf("%p\n", p_a);
  p_a = NULL;
  printf("%p\n", p_a);

  return 0;
}
Обнуление указателя

Рис.2 Обнуление указателя

Расскажи друзьям!
Или поддержи проект.

Практика

Решите предложенные задачи:

Для удобства работы сразу переходите в полноэкранный режим

Дополнительные материалы

  1. пока нет

Оставить комментарий

Чтобы код красиво отображался на странице заключайте его в теги [code] здесь писать код [/code]

Комментарии

Эдуард
Листинг 4.
"printf("a = %dn", *p_a); // получаем значение переменной a через указатель на неё"
Вроде должно быть "%p"
KaDeaT
Нет, не должно.

%p
нужно использовать, если мы хотим вывести адрес. А тут мы выводим не адрес переменной, а её значение, т.к. перед указателем стоит символ
*
.
Александр
«Для вывода значения указателя на экран нужно в функции printf использовать модификатор %p.» Разве %p это не спецификатор?
KaDeaT
Всё верно! Спасибо, поправил.)