Уроки > Парадигмы программирования. Структурное программирование
Мы не продаём знания — мы ими делимся!

Если для вас это ценно, то поддержите проект.

Ваша поддержка — топливо для новых уроков!

Парадигмы программирования. Структурное программирование

Допустим, я хочу из точки А попасть в точку B. Какие есть для этого варианты? Например:

  • дойти пешком;
  • доскакать на лошади (вряд ли, конечно, но пусть будет для наглядности примера);
  • домчаться на мотоцикле;
  • докатиться на электросамокате.

Задача одна, а вариантов решения много. Между этими вариантами есть существенные различия. Они заключаются в устройстве процесса передвижения. В первом случае, мы просто используем силу своих мышц, во втором — силу мышц более сильного животного, в третьем — энергию двигателя внутреннего сгорания, в четвёртом — электрическую энергию. Минимум четыре различных подхода (парадигмы).

В программировании тоже есть различные подходы к устройству программ. Эти подходы называются парадигмами программирования. Мы начнём с рассмотрения одного из таких подходов — структурного программирования.

Идея в следующем. Любой алгоритм нужно представить в виде всего трёх возможных структур:

  • последовательность
  • ветвление
  • цикл.
    И оказывается, этого будет достаточно, чтобы написать программу любой сложности.

Основные конструкции структурного программирования

Проясним ситуацию.

Следование

С этой конструкцией вы уже хорошо знакомы. Это самая простая структура. Все программы, которые вы писали ранее, использовали эту структуру. В ней команды выполняются друг за другом. Следующая команда выполняется после того, как завершится предыдущая.

Команда 1;
Команда 2;
Команда 3;

Цикл

Вспомните исполнителя-птичку. Что бы вы делали, если бы свинья находилась точно под птичкой, но на расстоянии 1000 клеток? Писать 1000 раз команду «Переместить вперёд» как-то не очень приятно. Вот для подобных случаев и используется структура Цикл. Данная конструкция нужна для того, чтобы выполнять команды несколько раз.

Вернитесь к игрушке и пройдите задания с 6 по 9 включительно.

ПОВТОРЯЙ 1000 РАЗ
  Команда 1;

В самом простом случае мы заранее задаём количество повторений для команды. Но есть и более продвинутый вид цикла — он выполняется до тех пор, пока не выполнится некоторое условие. Задачи с 10 по 13 включительно помогут тебе разобраться с этой конструкцией.

ПОВТОРЯЙ
  Команда 1;
ПОКА Условие1

Ветвление

Допустим мы хотим создать программу-секрет. После запуска она просит пользователя ввести пароль. Если пароль правильный, то она показывает секретную фразу, а если неправильный, то фразу «Вы ввели неправильный пароль». Понятно, что нам нужно взять готовый пароль и сравнить его с тем, который ввёл пользователь. Тут-то нам и придёт на помощь структура «ветвление».

ЕСЛИ Условие ТО
  Команда 1;
ИНАЧЕ
  Команда 2;

Если условие выполнено, то выполняется Команда1, иначе (если условие не выполнено) выполняется Команда2. Решите оставшиеся задачи, чтобы потренироваться в использовании данных управляющих структур.

В следующих уроках мы подробно разобрёмся с тем, как записывать ветвления и циклы на языке Си.

Практика

Дополнительные материалы

  1. Небольшая статья о том, как развивались парадигмы программирования
  2. Вики-статья о парадигмах программирования