Парадигмы программирования. Структурное программирование
Допустим, я хочу из точки А
попасть в точку B
. Какие есть для этого варианты? Например:
- дойти пешком;
- доскакать на лошади (вряд ли, конечно, но пусть будет для наглядности примера);
- домчаться на мотоцикле;
- докатиться на электросамокате.
Задача одна, а вариантов решения много. Между этими вариантами есть существенные различия. Они заключаются в устройстве процесса передвижения. В первом случае, мы просто используем силу своих мышц, во втором — силу мышц более сильного животного, в третьем — энергию двигателя внутреннего сгорания, в четвёртом — электрическую энергию. Минимум четыре различных подхода (парадигмы).
В программировании тоже есть различные подходы к устройству программ. Эти подходы называются парадигмами программирования. Мы начнём с рассмотрения одного из таких подходов — структурного программирования.
Идея в следующем. Любой алгоритм нужно представить в виде всего трёх возможных структур:
- последовательность
- ветвление
- цикл.
И оказывается, этого будет достаточно, чтобы написать программу любой сложности.

Проясним ситуацию.
Следование
С этой конструкцией вы уже хорошо знакомы. Это самая простая структура. Все программы, которые вы писали ранее, использовали эту структуру. В ней команды выполняются друг за другом. Следующая команда выполняется после того, как завершится предыдущая.
Команда 1;
Команда 2;
Команда 3;
Цикл
Вспомните исполнителя-птичку. Что бы вы делали, если бы свинья находилась точно под птичкой, но на расстоянии 1000 клеток? Писать 1000 раз команду «Переместить вперёд» как-то не очень приятно. Вот для подобных случаев и используется структура Цикл. Данная конструкция нужна для того, чтобы выполнять команды несколько раз.
Вернитесь к игрушке и пройдите задания с 6 по 9 включительно.
ПОВТОРЯЙ 1000 РАЗ
Команда 1;
В самом простом случае мы заранее задаём количество повторений для команды. Но есть и более продвинутый вид цикла — он выполняется до тех пор, пока не выполнится некоторое условие. Задачи с 10 по 13 включительно помогут тебе разобраться с этой конструкцией.
ПОВТОРЯЙ
Команда 1;
ПОКА Условие1
Ветвление
Допустим мы хотим создать программу-секрет. После запуска она просит пользователя ввести пароль. Если пароль правильный, то она показывает секретную фразу, а если неправильный, то фразу «Вы ввели неправильный пароль». Понятно, что нам нужно взять готовый пароль и сравнить его с тем, который ввёл пользователь. Тут-то нам и придёт на помощь структура «ветвление».
ЕСЛИ Условие ТО
Команда 1;
ИНАЧЕ
Команда 2;
Если условие выполнено, то выполняется Команда1
, иначе (если условие не выполнено) выполняется Команда2
. Решите оставшиеся задачи, чтобы потренироваться в использовании данных управляющих структур.
В следующих уроках мы подробно разобрёмся с тем, как записывать ветвления и циклы на языке Си.
Практика
Дополнительные материалы
- Небольшая статья о том, как развивались парадигмы программирования
- Вики-статья о парадигмах программирования